Процедура открытия расчетного счета и требуемые документы | ООО «Элегия»

Бухгалтерские и юридические услуги
для бизнеса

+7 (831) 424-40-52
+7 (987) 754-40-52
г.Нижний Новгород, ул.Вторчермета д.5

Процедура открытия расчетного счета и требуемые документы

Чтобы открыть расчетный счет в банковской организации, клиенту потребуется заключить договор банковского счета и собрать перечень документов согласно законодательства РФ. В соответствии с тарифами банка, от клиента может быть востребована оплата комиссионного сбора за открытие данного вида счета, которая производится безналичными средствами путем снятия средств с открываемого для него счета в банке. Если в договоре указан банковский счет, включая тот, который был заключен ранее, списание комиссии может быть произведено без согласия клиента, основанием для чего служит банковский ордер.

В зависимости от правового статуса клиента, который обратился в банк, и вида запрашиваемого им счета для открытия, определяется комплект документов, которые были оформлены и заверены соответствующим образом. Приведенный ниже перечень документов соответствует тому, который обычно банки требуют от клиента. Последний обязан предоставить либо копии документов, получивших нотариальное заверение, либо подлинники, копии которых выполнит банк, или копии, которые были заверены органом регистрации.

Юридическое лицо

Если юридическому лицу-резиденту Российской Федерации, требуется открытие расчетного счета, понадобятся такие документы:

  1. Устав.
  2. Учредительный договор (если имеется в наличии). Его потребуется предоставить в банк в случае, если он принадлежит к учредительной документации, а его наличие предусмотрено законодательными актами РФ. Если у юрлица только один учредитель, необходимо предоставить в банк решение о создании юридического лица (подлинный документ либо его копию, которая была нотариально заверена). Если в Учредительном договоре либо Уставе возникли какие-либо изменения, все они должны быть представлены в банк. Допускается предъявить новую редакцию Устава либо Учредительного договора с документами, свидетельствующими о регистрации государственными органами измененной либо новой редакции учредительной документации и протокол, в котором отражено решение о внесение изменений либо дополнений в учредительную документацию.
  3. Решение (протокол) учредителей о создании юрлица.
  4. Документ, свидетельствующий прохождение регистрации в госорганах.
  5. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ (Единый госреестр юрлиц), если его регистрация была произведена до 01.07.2002 года. Такие формы организации, как общественные организации и учреждения, политические партии, общественные фонды и движения, религиозные организации и органы общественной самодеятельности, обязаны представить свидетельства о госрегистрации, которые им были выданы органом исполнительной власти либо территориальным органом. Также им необходимо представить подтверждения факта внесения в ЕГРЮЛ в виде соответствующего документа, который выдает осуществляющий регистрацию юрлиц федеральный орган исполнительной власти.
  6. Свидетельство о том, что юрлицо было поставлено на учет в качестве налогоплательщика в соответствующем органе.
  7. По требованию банка необходимо предоставить письмо от органа государственной статистики, с подтверждением факта постановки организации на учет в ЕГРПО и присвоения статистических кодов (ОКВЭД, ОКФС, ОКПО).
  8. Оригинал либо заверенная нотариусом копия выписки из ЕГРЮЛ. Данная выписка считается действительно на протяжении 1 месяца с момента ее получения, если у клиента за данный период времени не произошло каких-либо изменений, которые касаются представленных в выписке данных.
  9. Протокол уполномоченного органа о назначении единоличного исполнителя и приказы о назначении и вступлении на должность руководителя, предоставлении прав подписи прочим лицам, указанным в карточке с наличием образцов оттиска печати и подписей. Если в организации отсутствует бухгалтер либо другое лицо, которое обязуется вести бухгалтерский учет, необходимо предоставить в банк письмо с соответствующей информацией. В данном случае согласно действующего законодательства в карточке с образцами оттиска печати и подписей делается должна присутствовать соответствующая пометка. Если требуется подтвердить полномочия доверенных лиц, необходимо предоставить копию доверенности, которая была заверена нотариусом, или ее оригинал. Если организация в дальнейшем планирует осуществлять с банком электронный документооборот, необходимо предоставить приказы, согласно которым указанным в них лицах предоставляется право использовать аналог подписи.
  10. Заверенная нотариусом либо банком карточка с образцами печати и подписей. Ее оформление осуществляется в соответствии с изданной 30.05.2014 года Инструкции Банка России №153-И. Если в карточке проставлен оттиск иной печати, чем тот, который был предоставлен в заявлении либо в договоре банковского счета, необходимо направить письмо в банк (форма предоставляется в банке) о том, что организация будет применять данную печать при оформлении отчетных и прочих финансовых документов.
  11. Заявление на открытие счета (на основе полученной в нем форме). Необходимо оставить пустой строку для главного бухгалтера организации, если у последней отсутствует данная должность.
  12. Договор банковского счета, оформленный согласно правил банка.
  13. Лицензия и прочие документы, позволяющие проводить финансовую деятельность или деятельность иного характера, на которую обязана выдаваться лицензия. Это актуально для тех организаций, которые предоставляют услуги финансового или прочего характера, подлежащей постановке на учет, регистрации или лицензированию согласно законам РФ.
  14. Документальное удостоверение личности указанных в карточке лиц с образцами подписей и оттиском печати (руководителя и доверенных).
  15. Договор, разрешающий организациям, принимающим платежи от физических лиц, осуществлять деятельность по приему платежей от физлиц. Для юридических лиц, являющихся платежными агентами и которые имеют заключенные договора с несколькими получателями платежей (компаниями-поставщиками), достаточно предъявить как минимум один договор, подтверждающий деятельность организации, связанную с приемом платежей. Договор, который был заключен с кредитной организацией, разрешающий принимать платежи от физических лиц, необходимо предоставить в том случае, если юрлицо является платежным агентом банка.
  16. С целью учета средств, принадлежащих фонду капремонта, в установленном ЖК Российской Федерации порядке должны быть открыты соответствующие счета товариществ, являющихся владельцами жилищ, жилищных кооперативов либо прочих потребительских кооперативов, региональных операторов. Согласно статей 175, 176 и 177 ЖК РФ в банк необходимо дополнительно предоставить установленные в них документы. Дополнительная документация может потребоваться в соответствии с правилами банковской организации (например, дополнение к договору о контрагентах, у которых имеется право на безакцепное списание средств, клиентские анкеты, письма о выгодопотребителях и прочее).

ИП

Для ИП, желающему открыть расчетный счет, потребуются следующие документы:

  1. Свидетельство, выданное органами госрегистрации о получении статуса ИП. Свидетельство о том, что запись о ИП, зарегистрированном до 01.01.2004 года, была внесена в ЕГРИП.
  2. Документальное подтверждение о постановке на учет в качестве плательщика налогов в налоговом органе.
  3. Письмо от органа госстатистики о постановке на учет в ЕГРПО, а также присвоении статистических кодов. Данное письмо не является обязательным и предоставляется по требованию банковской организации.
  4. Оригинал выписки из ЕГРИП либо ее копия, которая была заверена нотариусом. Срок действия данной выписки составляет 1 календарный месяц с момента ее получения. Если за данный промежуток времени получатель выписки ввел какие-либо изменения в организации, сведения о которых в выписке не отражены, она считается недействительной.
  5. Заверенная банковской организацией либо нотариусом карточка, в которой содержатся образцы подписей и оттиск печати. Ее оформление производится согласно требований изданной 30.05.2014 года Инструкции Банка РФ №153-И.
  6. Заявление, оформленное в предоставленной банком форме, на открытие счета.
  7. Договор банковского счета, составленный в соответствии с формой, предоставляемой банком.
  8. Документ, удостоверяющий личность обратившегося лица (ИП), паспорт или иной.
  9. Разрешение на открытие счета в банке (Центральном, Национальном или ином), в котором клиент является резидентом (предоставляется по требованию).
  10. Договор, разрешающий ИП осуществлять прием платежей от физлиц. Для ИП, являющихся платежными агентами и заключившими контракты с более чем одним поставщиком (лицами, получающие платежи), необходимо предъявить как минимум 1 договор, свидетельствующий о деятельности по приему платежей. Индивидуальные предприниматели, которые являются платежными агентами банка, обязуются предъявить документ, разрешающий деятельность по приему платежей от физлиц, который был заключен с кредитной организацией. Дополнительно банковская организация может затребовать прочие документы: клиентские анкеты, дополнение к договору банковского счета о контрагентах, письма о выгодопотребителях и прочие.